ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
Напишите нам!
О насУслугиНалогиЗарплатаНовости

Вам письмо

24 августа 2010

Сразу заметим, что шаг по передаче в электронном виде различных документов сделан. Речь идёт не об отчётности, что уже данность, а например, сообщении об открытии счетов, требований о представлении документов либо уплате налога. Переход от бумаги в виртуальное пространство стал возможен в результате внесённых в Налоговый кодекс изменений, вступающих в силу со 2 сентября 2010 года. Соответствующие форматы и правила должны быть утверждены ФНС России, Минфином России и ЦБ РФ.

Коль скоро мы затронули изменения, то для полноты картины сообщим, что в этом году, не дожидаясь традиционных новогодних праздников, в конце июля, в разгар летней жары и лесных пожаров, вышел Федеральный закон, прошедший гребёнкой изменений по многим вопросам налогового законодательства. Мы планируем рассказать о тех из них, которые, по крайней мере, не носят узкоспециальный характер, в следующих публикациях. Но это пока будущее, так что вернёмся к бумаге, а именно к истребованию налоговой инспекцией документов.

Самые распространённые случаи запроса документов связаны с налоговыми проверками, камеральными и выездными. Также могут быть запрошены документы о ваших взаимоотношениях с каким-либо контрагентом (поставщиком или покупателем), если его, в свою очередь, проверяют. В обиходе такие требования называют встречными проверками, хотя этот термин сколь распространён, столь и не точен, так как ни о какой проверке речь не идёт.

Сроки для этих двух типов запросов установлены разные. На документы, истребованные в ходе налоговой проверки, отводится 10 дней, а на документы, касающиеся ваших взаимоотношений с покупателями или поставщиками, — 5 дней. Срок отсчитывается в рабочих днях, начиная со дня, следующего за днём получения требовании. Эта нехитрая формулировка имеет одну существенную проблему, а именно — как определить ту дату, когда вы получили соответствующее требование, и вообще — как подтвердить факт получения самого требования. Например, индивидуальный предприниматель уехал в отпуск или по каким-либо причинам не проживает по месту регистрации, следовательно, в уведомлении о получении заказного письма не расписывался. Может ли такой предприниматель быть оштрафован за непредставление истребованных документов?

В настоящее время существуют судебные решения, согласно которым налоговый орган должен доказать не только направление требования, но и его получение налогоплательщиком. Если требование не было получено, то привлечение к ответственности за непредставление документов неправомерно. На практике обычно так и было, налоговые инспекции довольно «сдержанно» относились к факту неполучения требования и, как правило, не возбуждали какие-либо процедуры о привлечении к ответственности. Но всё может измениться в ближайшее время.

Со 2 сентября будет действовать обновлённый порядок истребования документов. Теперь, если их невозможно вручить лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, они направляются по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с момента направления корреспонденции. Это значит, что впредь налоговая инспекция не должна доказывать получение требования налогоплательщиком.

Не красна изба углами, а красна пирогами. Так и обязанность «красна» ответственностью за её невыполнение. Сейчас непредставление в установленный срок документов влечёт взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документ. Со 2 сентября вступают в силу и новые размеры штрафов. В общем и целом они существенно выросли: так, штраф за непредставление увеличился в четыре раза и составляет 200 рублей за один документ. Например, 30 непредставленных счетов-фактур обойдутся в 6000 рублей.

Факт безусловного получения требования путём отсчёта шести дней с момента отправки заказного письма плюс увеличение штрафов за непредставление документов создают новое поле для вспашки.

Во-первых, между налоговой инспекцией и налогоплательщиком встаёт почта, а это третье неконтролируемое лицо, не всегда имеющее возможность или желание доставить письмо. Кроме того, существуют адреса (и их немалое количество), по которым вообще нереально получить почту. Расплачиваться же будет налогоплательщик. Во-вторых, существует извечная проблема несовпадения фактического адреса нахождения и юридического адреса. Понятия юридического и фактического адреса широко применяются на практике, хотя законодательного определения этих терминов нет. Юридический адрес чаще всего употребляется как синоним адреса, указываемого при государственной регистрации. Но первородная связь фактического места нахождения с местом регистрации часто рвётся, а то и вовсе отсутствует. Нет и законного инструмента раздвоение этих понятий в целях сообщения налоговой инспекции своего почтового адреса. Таким образом, появится обширная группа риска из тех предприятий, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить получение почты по своему «месту регистрации».

Сейчас рано говорить, будет ли доведена до автоматизма карательная практика в случае всех вышеописанных злоключений, но этот вопрос уже «достали с пыльной полки».

Как бы там ни было, переписке с налоговой инспекцией надо уделить должное внимание. Вот несколько «гигиенических процедур». Первое — фиксировать получение и отправку писем с целью отслеживать, что и когда представляли. Это может существенно сократить объёмы работы, так как с этого года повторно нельзя требовать документы, если они уже были представлены в ходе проверки (камеральной или выездной). С 2011 года к этому правилу присоединятся и «встречки». Во-вторых, широта запросов документов, как правило, превышает предусмотренные законом обязанности по их представлению. Эти обязанности можно пересчитать по пальцам. Так что блокируйте незаконные требования, особенно те, в которых предложения замаскированы под требования. В-третьих, если документы не могут быть представлены в срок, то срок может быть по вашей просьбе продлён, причём налоговая инспекция не вправе немотивированно отказать в продлении срока. И ещё одно. Любое письмо в адрес налоговой инспекции обязательно должно быть составлено в двух экземплярах — на втором отметка о принятии, иначе последующие доказательства исполнения обязанностей будут сведены к нулю.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2024 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости