ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
Напишите нам!
О насУслугиНалогиЗарплатаНовости

Что имеем, то храним

30 ноября 2015
Для любой организации среда обитания — это документы, а документы нужно хранить

Официальное определение гласит: документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

В пространстве, понятное дело, документ перемещается, во времени, по всей видимости, тоже, особенно если рассматривать время как психический феномен восприятия, где прошлое дано в памяти, а будущее — в ожидании. Однако вне философских концепций об коробки с бумагами спотыкаться не хочется: чтобы документ не стал «подобием вечности», его надо не только хранить, но и своевременно уничтожать… Причём расставаться с результатами жизнедеятельности организации нужно по правилам.

Самих правил много, но основным является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Согласно ему, «организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации…». В свою очередь сроки установлены законами и кодексами. Кроме того, есть перечни для тех или иных видов документов, которые также устанавливают специальные сроки их хранения. Для того, что бы решить вопрос о трансформации документа в иную субстанцию, нужно засечь, по какому именно правилу надлежит отсчитывать его движение во времени.

Спасает то, что многообразие бумажной флоры для большей части ООО и ИП укладывается в несколько групп, со сроками хранения которых разобраться вполне возможно. Итак, начнём.

По Закону о бухучёте бухгалтерские документы должны храниться пять лет после окончания года, в котором они последний раз использовались для составления бухгалтерской отчётности. Это касается первичных учётных документов, кассовых документов, бухгалтерских регистров и учётной политики.

Документы, используемые для целей налогообложения, в т.ч. первичные документы и счета-фактуры, храним четыре года после окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался для исчисления налога и составления налоговой отчётности. Например, если основное средство полностью самортизировано, ликвидировано, продано и т.д. в каком-либо году, то хранить документы по такому объекту придётся в течение следующих за этим годом четырёх лет. Если получены убытки, и эти убытки заявлены при налогообложении, то четыре года нужно отсчитывать со следующего года, в котором такой убыток был полностью включён в расходы для целей налогообложения. Так как растянуть убытки вы имеете право на 10 лет, получается, что максимальный срок может составить 14 лет. Что касается счетов-фактур, то налоговый период — это не год, а квартал, поэтому и четырёхлетний срок отсчитывать надо не с 1 января, а от начала каждого квартала.

Следующая группа документов — это регистры налогового учёта и налоговая отчётность — декларации, расчёты авансовых платежей, справки 2-НДФЛ и т.д. Для них установлен пятилетний срок хранения после окончания периода, за который они составлены.

Далее, большая группа документов, связанная с социальным страхованием работников и выплатой заработной платы. К этой группе относятся расчётно-платёжные ведомости, кассовые и банковские документы по выплатам работникам, больничные, платёжные поручения на перечисление взносов, расчёты по специальным формам для ПФР и ФСС. Срок хранения — шесть лет после окончания года, в котором документ последний раз использовался для начисления страховых взносов и составления отчётности по ним.

Кассовые документы на выдачу заработной платы храним пять лет после окончания года, в котором составлен документ, но если отсутствуют лицевые счета за этот год — то 75 лет, так что переходим практически в вечность, если учитывать сроки существования большинства современных ООО.

Такой же продолжительностью жизни обладает ещё целый ряд документов: трудовые договоры и личные карточки — 75 лет после окончания года, в котором работник был уволен; лицевые счета работников, приказы и распоряжения по личному составу — 75 лет после окончания года, за который составлен документ. Но табели (графики), журналы учёта рабочего времени надлежит хранить пять лет и только при наличии вредных или опасных условий труда — те самые 75 лет.

И, наконец, долгожитель — бухгалтерская отчётность, которая должна храниться постоянно, в течение всего срока существования организации.

А теперь об эффекте наложения сроков, установленных разными нормативными документами. Правило донельзя простое: ориентируемся на самый длительный из возможных сроков хранения. Например, товарная накладная для целей налогообложения хранится четыре года. Но одновременно она является и документом бухгалтерского учёта, а значит хранить её необходимо пять лет. Таким образом выходит, что для большинства документов срок хранения — пятилетка.

Что будет, если не соблюдён срок хранения документов? Например, если документы, срок хранения которых не истёк, не представлены по требованию ИФНС, ПФР, ФСС, выставленному при выездной или камеральной проверке? Готовьтесь к штрафу 200 рублей за каждый непредставленный документ, плюс «административка» на руководителя от 300 до 500 рублей. А сами налоговые последствия неподтверждения, скажем, расходов и встречное доначисление налогов в силу отсутствия документов могут быть куда серьёзнее.

Что касается трудовых взаимоотношений, то непредставление документов может спровоцировать со стороны Трудовой инспекции штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Так что, переводя слова Сент-Экзюпери на бухгалтерский язык, «все мы в ответе за те документы, которые выписали…»

Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2024 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости